Модератор™
Итак, представляю "оцифровку" записей из блокнота, сделанных по ходу семинара в Партените.
Сразу оговорюсь: я не ставил задачу сделать "конспект лекций". Записывал лишь то, что приносило новый опыт, либо хорошо структурировало накопленные знания. Очевидные (для меня) вещи я не записывал. Потому мой блокнот, конечно, отличается от записей других участников. Быть может, вы бы на моём месте записали другие вещи, ну тут уж, как говорится, каждому своё
Кроме того, я постарался структурировать записи по темам для удобства восприятия.
Поехали?
читать дальшеАрхетипы и штампы.
Архетип – вечная тема в творчестве. Архетипом является что написано.
Штамп – это как написано, решение ситуации.
«Принцесса и дракон» - архетип. Неоригинальная вариация на эту тему – штамп.
Начало.
Перед началом работы над книгой автору желательно знать ответ на следующие вопросы:
- Что? Тематический материал книги.
- О чем? Идейный план. О любви, ненависти, свободе…
- Зачем? Что я хочу от читателя? (Вариант «Денег!» также имеет право).
После этого можно отвечать на вопрос «Как?», т.е. проработать решение текста. Очень многие молодые авторы начинают писать, не зная ответ на вопрос «Как?», и попадают в ловушку, когда выбранные выразительные средства начинают диссонировать с замыслом.
Важно, чтобы в тексте чувствовалась авторская личность. Она проявляется в:
- языке и стилистике
- оценках и взглядах
- идеологии
Не стоит бояться высказать опосредовано свои мысли, однако надо понимать, что агитка не является литературой.
Разработка мира и персонажей.
Описываемый мир должен быть непротиворечивым со всех точек зрения (геология, гидрография, биология, история, социология).
В рамках одной страны названия и имена должны звучать как из одного языка.
Способы познакомить читателя с миром:
1. «Попаданец» - герой из нашего мира рассматривает совершенно непривычный.
2. «Дикарь» - герой из одной части света приезжает в другую.
3. «Местный» - описание происходящего так, как будто читатель знает весь этот мир. Самый сложный метод, в нём большое значение уделяется контекстному объяснению незнакомых вещей.
4. «Восстановитель» - герои восстанавливают привычный ход событий после некоего катаклизма, тем самым знакомя читателя с привычным укладом мира.
Фэнтези должна быть написана реалистичнее кондового реализма, чтобы читатель в неё поверил.
Персонажи:
1. Объем. Метод противоречий.
Героя желательно не выписывать однообразно хорошим или плохим. Например, описывая Чёрного Властелина, можно ввести в действие его внучку, в которой он души не чает и потакает всем её шалостям. Или наоборот, описывая Ланселота, наградить его геморроем, чтобы он мучался и перед каждым походом ходил к Мерлину его заговаривать. Такой ход избавляет от «картона».
2. Минимум рефлексии! Нельзя показывать страдания героя страницами, абзацами и главами!
3. Характер героя. Раскрывается в :
- Поступках
- Действиях
- Мелких физических действиях (как пьет чай, как застёгивает пуговицы и т.п.)
4. Персонификация речи
Картавит, шепелявит, пришепётывает, говорит громко, тихо, мягко или плавно, использует характерные словечки, въевшийся профессиональный или уличный жаргон.
Также к персонификации относится построение ремарок к прямой речи.
При описании мужчинами женских персонажей есть опасность создания неврастенического образа.
При описании женщинами мужских персонажей есть опасность создания гомосексуального образа.
Герои должны соответствовать времени и соответствовать возрасту. Следует помнить, что в средневековье (и условном средневековье фэнтези), как правило, существует строгая сословная иерархия. Кроме того, взрослость в средневековом мире наступает гораздо раньше. В 15 лет парень уже может командовать крупным воинским подразделением, а девушка 14-ти лет – невеста на выданье.
Имя героя не должно вызывать нежелательных ассоциаций (кроме случаев, когда это задумано автором).
Персонажей можно характеризовать четырьмя героями классической китайской притчи:
Петух. Завидев проблему – тут же бросается на неё с налёта, и либо разбивает её вдребезги, либо разбивает себе голову.
Лошадь. Проблему решает медленно и методично. Либо запашет её, либо сдохнет в процессе.
Дракон. Если проблема не решается с наскока – ищет оригинальное решение.
Обезьяна. Ворует плоды победы.
Стратегия.
Очень желательно, чтобы писатель представлял себе, чем закончится его произведение и видел реперные точки, через которые оно пройдёт.
Пролог романа удобнее всего писать в последнюю очередь, когда вся картина полностью сформирована и можно подбросить читателю нужные акценты.
Костяк романа составляют события.
Событие - поступок (действие человека), явление (действие природы) или факт (информационный блок), изменяющее мотивацию персонажей, участвующих в событии.
Когда текст провисает, это означает, что в нём не хватает события. Не погони-перестрелки-страдания-рефлексии, а именно события.
При написании следует следить за темпоритмом.
Темп - ВНУТРЕННЯЯ напряженность (эмоциональная, интеллектуальная, эстетическая)
Ритм - ВНЕШНИЕ проявления.
Темпоритм – их сочетание.
Темпоритм эпизода не равен темпоритмам персонажей. Темпоритм эпизодов должен стыковаться. Несколько эпизодов с одинаковым темпоритмом ведут к скуке.
В кульминации и развязке сходятся событийная, эмоциональная и идейная линии. Провисание или отсутствие одной из этих составляющих приводит к подсознательному неудовлетворению от финала.
В финале происходит закрытие тематической составляющей, необходимой для романа и не более. Написание этнографического исследования и учебника истории на пятьсот лет назад и вперед, как правило, не входит в авторские задачи.
В финале должна заканчиваться линия главных героев. Что будет с окружающим миром – показывать не надо!
Открытый финал – приглашение читателя к соавторству.
Открытым финалом является кульминация без развязки. Резко оборванное действие открытым финалом не считается.
Тактические решения.
«Крутость героя не должна решать его проблем!» © Олег Ладыженский
Настоящим Испытанием для шахматиста может стать не супертяжелая партия, а триатлон. Профессиональный боец может получить задание сшить костюм. И т.д.
Подбрасывая герою задания из его «коронных» видов, автор играет с ним (и читателем) в поддавки.
Решением трагедии может быть пустая сцена. Чем меньше детализация мира при описании трагедии, тем ярче переживания героя.
Читателю нужны перебивки в тексте. Разговоры перебиваются пейзажами, трагические сцены – комическими. Постоянно «грузить» трагедией нельзя – читатель в какой-то момент перестанет воспринимать её.
Объединяющие мотивы для сюжетных линий относятся к общему конфликту.
Каждый «чих» любого персонажа должен работать на стороны общего конфликта.
Если действие происходит в определенном городе – он должен присутствовать в тексте. Причем не безликими подворотнями-пробками-тротуарами, и даже не названиями улиц, сколько особенностями и ощущениями.
Героя можно называть по прозвищу в речи других героев, но не в авторском тексте. Исключение: герой сам себя идентифицирует по прозвищу.
Для характеризации героя надо использовать различные выразительные средства. Нельзя акцентировать внимание только на глазах (это ОЧЕНЬ любят начинающие авторы) или только на движениях губ.
Нечеловеческое можно описывать через его проявления и реакции людей.
При описаниях достаточно применить один эпитет или два разнородных, не надо громоздить сложносочиненные предложения.
Длинное описание не должно распадаться на детали (сверхкрупные планы). Кончик носа не характеризует лицо человека, а лист – всё дерево.
Бойцы и драки.
Драку надо описывать через образную систему, не описывать, куда какая нога пошла и какой произошел захват. Эротику – тоже.
Боец – это не столько разбитые костяшки, сколько психологическое состояние – человек действия.
Как только человек действия видит конфликт – он будет в него встревать и решать всё кратчайшим путём.
Боец не склонен к рефлексии. Он может чертыхаться при получении приказа, напиться после его выполнения, но во время действия он не должен страдать и переживать!
Организм бойца сам вырабатывает опиаты – точечно – потому во время боя он находится как бы под наркозом. У «берсеркеров» доза вырабатывающихся опиатов значительно выше.
Чтобы вырабатывались опиаты боец должен есть мясо. У вегетарианцев организм тоже способен вырабатывать опиаты, но только после 7-9 (а то и больше) лет травоедения.
Кинжал - всегда обоюдоострый, односторонняя заточка у ножа. Режущая кромка называется «лезвие», а не «клинок». В тело входит клинок, а не лезвие.
Редактура.
Мысли героя не стоит давать через прямую речь (т.е. ставить тире в начала мысленной фразы героя).
Для самоконтроля стоит проговаривать вслух монологи и диалоги. Важным моментом является длительность монолога. Эталон максимальной длительности – монолог Гамлета. Всё, что свыше – доклад, плюс – потеря внимания у читателя-слушателя.
Перчатки, ясен пень, на руках, ботинки – на ногах, а кивнуть можно только головой.
Анатомические уточнения вычеркиваем из текста.
Из ремарок к прямой речи вычеркиваем наречия вида «ехидно, гневно, раздраженно» и тому подобные, вводя соответствующие эмоции в саму речь персонажей.
Силуэт не шагает, шагает фигура или человек.
Чем реже появляется второстепенный герой, тем ярче должна быть его характеристика, «вырезание из фона».
Статистика Ворда по словам помогает избавиться от слов-паразитов, таких как: было, бы, б, уже, же, ж, все же, просто, ясно, кажется, что, то, но и т.п. Каждый автор может сам прикинуть набор таких слов.
Дальнейшие действия.
«Нам почему-то кажется, что эти 200 человек в сети – весь мир» © Олег Ладыженский
Написанная книга должна быть предложена к публикации.
Музыканту в голову не может прийти не исполнить придуманную песню, режиссеру и в голову не может прийти не поставить придуманный спектакль. И только у писателей почему-то принято маяться фигнёй, заканчивая путь текста на друзьях и френдах.
Написание аннотаций.
Аннотация не должна раскрывать сюжет. Рекомендует аннотация в два абзаца. Первый – длинный, про книгу, второй – короткий, ударная фраза-завлекалочка.
Для понимания специфики можно почитать 10-20 аннотаций к книгам серии, куда предлагается произведение.
Реклама книги в Интернете своими силами
- Размещение анонса в блоге БЕЗ просьбы перепостить. Обильные перепосты раздражают даже лояльную аудиторию.
- Размещение анонса в тематических сообществах.
- Размещение анонса в местах, где вас не читали. На многих ресурсах есть форумы с подразделом «Литература». Можно разместить анонс там. При этом желательно, чтобы сообщение было НЕ от имени автора. Пусть друзья вместо перепостов в своих блогах разместят анонс на других ресурсах, где они тусуются.
Сразу оговорюсь: я не ставил задачу сделать "конспект лекций". Записывал лишь то, что приносило новый опыт, либо хорошо структурировало накопленные знания. Очевидные (для меня) вещи я не записывал. Потому мой блокнот, конечно, отличается от записей других участников. Быть может, вы бы на моём месте записали другие вещи, ну тут уж, как говорится, каждому своё

Кроме того, я постарался структурировать записи по темам для удобства восприятия.
Поехали?
читать дальшеАрхетипы и штампы.
Архетип – вечная тема в творчестве. Архетипом является что написано.
Штамп – это как написано, решение ситуации.
«Принцесса и дракон» - архетип. Неоригинальная вариация на эту тему – штамп.
Начало.
Перед началом работы над книгой автору желательно знать ответ на следующие вопросы:
- Что? Тематический материал книги.
- О чем? Идейный план. О любви, ненависти, свободе…
- Зачем? Что я хочу от читателя? (Вариант «Денег!» также имеет право).
После этого можно отвечать на вопрос «Как?», т.е. проработать решение текста. Очень многие молодые авторы начинают писать, не зная ответ на вопрос «Как?», и попадают в ловушку, когда выбранные выразительные средства начинают диссонировать с замыслом.
Важно, чтобы в тексте чувствовалась авторская личность. Она проявляется в:
- языке и стилистике
- оценках и взглядах
- идеологии
Не стоит бояться высказать опосредовано свои мысли, однако надо понимать, что агитка не является литературой.
Разработка мира и персонажей.
Описываемый мир должен быть непротиворечивым со всех точек зрения (геология, гидрография, биология, история, социология).
В рамках одной страны названия и имена должны звучать как из одного языка.
Способы познакомить читателя с миром:
1. «Попаданец» - герой из нашего мира рассматривает совершенно непривычный.
2. «Дикарь» - герой из одной части света приезжает в другую.
3. «Местный» - описание происходящего так, как будто читатель знает весь этот мир. Самый сложный метод, в нём большое значение уделяется контекстному объяснению незнакомых вещей.
4. «Восстановитель» - герои восстанавливают привычный ход событий после некоего катаклизма, тем самым знакомя читателя с привычным укладом мира.
Фэнтези должна быть написана реалистичнее кондового реализма, чтобы читатель в неё поверил.
Персонажи:
1. Объем. Метод противоречий.
Героя желательно не выписывать однообразно хорошим или плохим. Например, описывая Чёрного Властелина, можно ввести в действие его внучку, в которой он души не чает и потакает всем её шалостям. Или наоборот, описывая Ланселота, наградить его геморроем, чтобы он мучался и перед каждым походом ходил к Мерлину его заговаривать. Такой ход избавляет от «картона».
2. Минимум рефлексии! Нельзя показывать страдания героя страницами, абзацами и главами!
3. Характер героя. Раскрывается в :
- Поступках
- Действиях
- Мелких физических действиях (как пьет чай, как застёгивает пуговицы и т.п.)
4. Персонификация речи
Картавит, шепелявит, пришепётывает, говорит громко, тихо, мягко или плавно, использует характерные словечки, въевшийся профессиональный или уличный жаргон.
Также к персонификации относится построение ремарок к прямой речи.
При описании мужчинами женских персонажей есть опасность создания неврастенического образа.
При описании женщинами мужских персонажей есть опасность создания гомосексуального образа.
Герои должны соответствовать времени и соответствовать возрасту. Следует помнить, что в средневековье (и условном средневековье фэнтези), как правило, существует строгая сословная иерархия. Кроме того, взрослость в средневековом мире наступает гораздо раньше. В 15 лет парень уже может командовать крупным воинским подразделением, а девушка 14-ти лет – невеста на выданье.
Имя героя не должно вызывать нежелательных ассоциаций (кроме случаев, когда это задумано автором).
Персонажей можно характеризовать четырьмя героями классической китайской притчи:
Петух. Завидев проблему – тут же бросается на неё с налёта, и либо разбивает её вдребезги, либо разбивает себе голову.
Лошадь. Проблему решает медленно и методично. Либо запашет её, либо сдохнет в процессе.
Дракон. Если проблема не решается с наскока – ищет оригинальное решение.
Обезьяна. Ворует плоды победы.
Стратегия.
Очень желательно, чтобы писатель представлял себе, чем закончится его произведение и видел реперные точки, через которые оно пройдёт.
Пролог романа удобнее всего писать в последнюю очередь, когда вся картина полностью сформирована и можно подбросить читателю нужные акценты.
Костяк романа составляют события.
Событие - поступок (действие человека), явление (действие природы) или факт (информационный блок), изменяющее мотивацию персонажей, участвующих в событии.
Когда текст провисает, это означает, что в нём не хватает события. Не погони-перестрелки-страдания-рефлексии, а именно события.
При написании следует следить за темпоритмом.
Темп - ВНУТРЕННЯЯ напряженность (эмоциональная, интеллектуальная, эстетическая)
Ритм - ВНЕШНИЕ проявления.
Темпоритм – их сочетание.
Темпоритм эпизода не равен темпоритмам персонажей. Темпоритм эпизодов должен стыковаться. Несколько эпизодов с одинаковым темпоритмом ведут к скуке.
В кульминации и развязке сходятся событийная, эмоциональная и идейная линии. Провисание или отсутствие одной из этих составляющих приводит к подсознательному неудовлетворению от финала.
В финале происходит закрытие тематической составляющей, необходимой для романа и не более. Написание этнографического исследования и учебника истории на пятьсот лет назад и вперед, как правило, не входит в авторские задачи.
В финале должна заканчиваться линия главных героев. Что будет с окружающим миром – показывать не надо!
Открытый финал – приглашение читателя к соавторству.
Открытым финалом является кульминация без развязки. Резко оборванное действие открытым финалом не считается.
Тактические решения.
«Крутость героя не должна решать его проблем!» © Олег Ладыженский
Настоящим Испытанием для шахматиста может стать не супертяжелая партия, а триатлон. Профессиональный боец может получить задание сшить костюм. И т.д.
Подбрасывая герою задания из его «коронных» видов, автор играет с ним (и читателем) в поддавки.
Решением трагедии может быть пустая сцена. Чем меньше детализация мира при описании трагедии, тем ярче переживания героя.
Читателю нужны перебивки в тексте. Разговоры перебиваются пейзажами, трагические сцены – комическими. Постоянно «грузить» трагедией нельзя – читатель в какой-то момент перестанет воспринимать её.
Объединяющие мотивы для сюжетных линий относятся к общему конфликту.
Каждый «чих» любого персонажа должен работать на стороны общего конфликта.
Если действие происходит в определенном городе – он должен присутствовать в тексте. Причем не безликими подворотнями-пробками-тротуарами, и даже не названиями улиц, сколько особенностями и ощущениями.
Героя можно называть по прозвищу в речи других героев, но не в авторском тексте. Исключение: герой сам себя идентифицирует по прозвищу.
Для характеризации героя надо использовать различные выразительные средства. Нельзя акцентировать внимание только на глазах (это ОЧЕНЬ любят начинающие авторы) или только на движениях губ.
Нечеловеческое можно описывать через его проявления и реакции людей.
При описаниях достаточно применить один эпитет или два разнородных, не надо громоздить сложносочиненные предложения.
Длинное описание не должно распадаться на детали (сверхкрупные планы). Кончик носа не характеризует лицо человека, а лист – всё дерево.
Бойцы и драки.
Драку надо описывать через образную систему, не описывать, куда какая нога пошла и какой произошел захват. Эротику – тоже.
Боец – это не столько разбитые костяшки, сколько психологическое состояние – человек действия.
Как только человек действия видит конфликт – он будет в него встревать и решать всё кратчайшим путём.
Боец не склонен к рефлексии. Он может чертыхаться при получении приказа, напиться после его выполнения, но во время действия он не должен страдать и переживать!
Организм бойца сам вырабатывает опиаты – точечно – потому во время боя он находится как бы под наркозом. У «берсеркеров» доза вырабатывающихся опиатов значительно выше.
Чтобы вырабатывались опиаты боец должен есть мясо. У вегетарианцев организм тоже способен вырабатывать опиаты, но только после 7-9 (а то и больше) лет травоедения.
Кинжал - всегда обоюдоострый, односторонняя заточка у ножа. Режущая кромка называется «лезвие», а не «клинок». В тело входит клинок, а не лезвие.
Редактура.
Мысли героя не стоит давать через прямую речь (т.е. ставить тире в начала мысленной фразы героя).
Для самоконтроля стоит проговаривать вслух монологи и диалоги. Важным моментом является длительность монолога. Эталон максимальной длительности – монолог Гамлета. Всё, что свыше – доклад, плюс – потеря внимания у читателя-слушателя.
Перчатки, ясен пень, на руках, ботинки – на ногах, а кивнуть можно только головой.
Анатомические уточнения вычеркиваем из текста.
Из ремарок к прямой речи вычеркиваем наречия вида «ехидно, гневно, раздраженно» и тому подобные, вводя соответствующие эмоции в саму речь персонажей.
Силуэт не шагает, шагает фигура или человек.
Чем реже появляется второстепенный герой, тем ярче должна быть его характеристика, «вырезание из фона».
Статистика Ворда по словам помогает избавиться от слов-паразитов, таких как: было, бы, б, уже, же, ж, все же, просто, ясно, кажется, что, то, но и т.п. Каждый автор может сам прикинуть набор таких слов.
Дальнейшие действия.
«Нам почему-то кажется, что эти 200 человек в сети – весь мир» © Олег Ладыженский
Написанная книга должна быть предложена к публикации.
Музыканту в голову не может прийти не исполнить придуманную песню, режиссеру и в голову не может прийти не поставить придуманный спектакль. И только у писателей почему-то принято маяться фигнёй, заканчивая путь текста на друзьях и френдах.
Написание аннотаций.
Аннотация не должна раскрывать сюжет. Рекомендует аннотация в два абзаца. Первый – длинный, про книгу, второй – короткий, ударная фраза-завлекалочка.
Для понимания специфики можно почитать 10-20 аннотаций к книгам серии, куда предлагается произведение.
Реклама книги в Интернете своими силами
- Размещение анонса в блоге БЕЗ просьбы перепостить. Обильные перепосты раздражают даже лояльную аудиторию.
- Размещение анонса в тематических сообществах.
- Размещение анонса в местах, где вас не читали. На многих ресурсах есть форумы с подразделом «Литература». Можно разместить анонс там. При этом желательно, чтобы сообщение было НЕ от имени автора. Пусть друзья вместо перепостов в своих блогах разместят анонс на других ресурсах, где они тусуются.
Ого! Спасибо огромное же! Полезное и информативное и местами очень даже новое!
Пожалуйста, лишь бы на пользу было
А ведь очень даже) Вроде все друг из друга вытекает и логично, но почему-то неожиданно так)
Вот про архетипы и штампы - клево очень)
Про ножи и лезвия - так просто прикладное же!! Бери и используй)))
Хотя на самом деле - все) Все цитировать хочется и над всем думать)
Этим и был хорош семинар. Внезапно мозги становятся на место и начинаешь видеть кристально чистую картинку в целом, а не её кусочки. Офигительное ощущение.
И в эту общую картинку чудесно и логично монтируются вещи, о которых ты знал, догадывался или вообще не подозревал.
Спасибо большое за записи!
Так всё доходчиво и по существу - прям сразу хочется на практике попробовать.=)
Ну, если даже после записей с семинара хочется что-то делать, можешь себе представить, как оно там было вживую
Очень интересными показались пути знакомства читателя с миром и китайские виды рефлексии - вот это и смех, и смысл
"Характер героя раскрывается в..." - вот думаю, чем же действия отличны от поступков? Одно - чисто механически, другое - принятое решение и сделанный выбор?
Кое-что новое узнала о темпе - ведь действительно, когда идет напряженное логическое мышление, это же тоже внутреннее напряжение!
Вот описание переживаний героя для меня всегда было неоднозначным: одно дело, когда три страницы читаешь, как же герою плохо - героя при этом хочется лично задушить, чтоб так не мучился и не мучил меня-читателя. Но бывает же по-другому: герой думает, самокопается и в итоге к чему-то приходит! Это, конечно, муторные, туманные, запутанные до психоделичности эпизоды. Но как же их ценю! Особенно при чтении чужих книг.
Цитаты Ладыженского замечательные, и в целом спасибо. Жаль, распространять нельзя, впрочем, понимаю, стенографистам и составителям требуется все как следует подготовить, а мы сейчас кушали сырой завтрак.
А можете себе представить, как порой хочется сесть и творить-творить даже просто от статей Олди?!!
Теоретически - могу, а практически - не очень. Так уж сложилось, что преимущественное большинство их статей слушал вживую в виде докладов на фестивале "Звёздный мост".
"Характер героя раскрывается в..." - вот думаю, чем же действия отличны от поступков? Одно - чисто механически, другое - принятое решение и сделанный выбор?
Да, примерно так. Разница как между событием и происшествием. Событие меняет мотивацию, происшествие - лишь помеха на пути к цели. Плюс, действие - явление более мелкого порядка, чем поступок.
Вот описание переживаний героя для меня всегда было неоднозначным: одно дело, когда три страницы читаешь, как же герою плохо - героя при этом хочется лично задушить, чтоб так не мучился и не мучил меня-читателя. Но бывает же по-другому: герой думает, самокопается и в итоге к чему-то приходит!
Речь тут идет именно о лечении первого случая. Второй же случай может стать тем самым событием, на котором держится сюжет. Если, конечно, автору хватит мастерства не размазывать мысли в сиропе.
Жаль, распространять нельзя, впрочем, понимаю, стенографистам и составителям требуется все как следует подготовить, а мы сейчас кушали сырой завтрак.
Не столько сырой завтрак, сколько отдельные ингредиенты будущего большого блюда
События внешние и внутренние, а также характеризующие героя действия и добавляющие колориту мелкие действия, они же привычки. Особняком - сопли рефлексийной трясины, которые только раздражают читателя. Думаю, дошло.
Дык, в целом публицистика "Олдяшек" сделана очень живо, а моя горячо любимая "Вся наша жизнь — игра" - вовсе в форме потока сознания. На меня подобное действует завораживающе. И не подозревала, что дело тут не во мне, а в авторах