Модератор™

Хорошая сказка, но не про Шишигами
И Оккотонуши, которому 500 лет, видит кое-что, чего не видят остальные участники действа. Кабаны вырождаются, их время прошло. С каждым поколением они становятся меньше и глупей, и неизбежно наступит такой момент, когда они уже ничем не будут отличаться от обыкновенных зверей, от простого мяса, на которое люди будут охотиться. И поэтому он выбирает судьбу, которую должен выбрать защитник традиционного мира - вступить в бой и погибнуть сейчас, пока они ещё способны принимать решения, пока их смерть ещё будет смертью воинов, знающих, за что они сражаются, пока она ещё будет жертвой, пока она ещё будет что-то значить.
Читать полностью
Почему-то в сети довольно много попадается замечаний о том, что "Princess Mononoke" - фильм про восстановление гармонии между человеком и природой, между Железным Городом и Лесом. Некоторые люди заходят ещё дальше - сравнивают "Принцессу Мононоке" с "Навсикой из Долины Ветров", где, мол, тоже экологическая тематика. Я про это читаю и удивляюсь черезвычайно. Эти фильмы, во-первых, совсем про другое, а во-вторых - про совершенно разное "другое", как же их можно считать похожими? В общем, удивлялся я, удивлялся - и решил по этому поводу что-нибудь написать.
9 Мая. На лавочке сидит старенький ветеран, пьёт "жигулевское" из бутылки.
Мимо проходят три молодых пацана, смотрят на старика, потом громко ржут.
Один из них говорит: - Эх, дедуля. Если бы ты не так метко стрелял, пил бы "баварское"
(популярный в 80-90 г.г. анекдот)
Мимо проходят три молодых пацана, смотрят на старика, потом громко ржут.
Один из них говорит: - Эх, дедуля. Если бы ты не так метко стрелял, пил бы "баварское"
(популярный в 80-90 г.г. анекдот)
Сказки, как и всякая фантастика, никогда не пишутся о том, что нарисовано на обложке и написано на короткой аннотации в уголке. Если сказка на поверку оказывается именно про то, что нарисовано на обложке и написано в уголке, то эту сказку можно и нужно выкинуть -
это плохая сказка. А вот "Принцесса Мононоке" - хорошая сказка, но не про Шишигами, и не про принца Ашитаку, и даже не про девочку Сан. В сущности, эти двое вообще сделаны для обложки. Настоящие герои сказки вовсе даже не они.
Япония, как и практически все более-менее развитые страны, прошла через этап перехода от религиозного, традиционалистского государства к обществу гуманистическому (антропоцентрическому), индустриальному и капиталистическому. Впрочем, по сравнению с другими странами градус традиционализма у японцев был удивительно высок, и конфликт между старым и новым порядком для них неизбежно оказался болезненней, чем для других народов. Тем более что новый мировой порядок застал их сразу после жестокого военного поражения, атомной бомбардировки, тотальной зависимости от США и запрета на свой собственный путь развития. Неудивительно, что то немногое, что осталось от прежнего японского традиционализма, имеет для Миядзаки, выросшего в это нелегкое время, большое значение. Как и сам конфликт между старым и новым миром не мог не являться одним из наиболее важных жизненных вопросов.
Леди Эбоши, сама выбившаяся из социальных низов, собрала вокруг себя людей такого же происхождения - простолюдинов, пролетариев, бывших проституток. Миядзаки в молодости увлекался марксизмом, коммунистические идеи были для него привлекательны - тем более, что эти идеи были враждебны американским. Обитатели Железного Города воплотили эти идеи в жизнь - фактически, они построили маленькую коммуну, где установлена небывалая социальная справедливость, где лидер и вождь держится на равных с последним работником. Коммуна окружена врагами, людьми и нелюдью, это и бандитские самураи, и лесные боги, и даже Император. Но Железный Город держится; если не умом, то во всяком случае сердцем его жители понимают, что их маленький мирок - настоящее чудо, росток нового мира, нечто доселе невиданное. И они, и их враги правильно считают, что сердцем города является Эбоши. Она пламенный революционер, чья полуфанатичная вера в новый мир позволяет ей творить запредельные вещи, навроде убийства богов. Да и сама не просто лидер, а тоже в некотором роде "бог" нового мира, его первый теоретик и практик, устанавливающий новые законы и бросающий вызов законам старым. Впрочем, сердце сердцем, но силу Железного Города составляют простые люди. Лучше всего, красивей всего в фильме их представляют бывшие проститутки, которые работают в печи, раздувая меха, а в конце с оружием в руках героически защищают последний оплот Железного Города.
Кстати, самая красивая и трогательная сцена фильма - это когда Ашитака приходит к ним в литейную, где отдыхает обессилевшая первая смена, и работает вторая, раздувая огромные меха и напевая свою рабочую песню:
Толкай раз, два - тут и ребёнок справился бы
Три, четыре - тут и великан заплакал бы от усталости
Любовь женщин, раздувающих меха, светится ярким золотом,
Тает, течёт - и превращается в клинок.
У этих женщин никогда не было своего дома, своего семейного очага, который они бы хранили, где их любовь досталась бы мужу и детям. Доменная печь стала их очагом, Железный Город - родным домом, его работники - мужьями. И в этих военных условиях они остаются удивительно спокойными, стойкими и любящими, очень человечными. На их труде, их любви и терпении держится весь Город, они его душа, его самые верные хранительницы, одновременно женственные и мужественные. Их песня, по-моему, безумно прекрасна. В ней столько нежности, столько веры в будущее, столько жизненной силы, что просто и сказать-то нечего.
(Ну а самый трогательный момент - это когда Ашитака становится тоже к мехам, помогать, и женщины смеются - он такой сильный, что они как на качелях с другой стороны. А молодая девушка, толкающая меха рядом с ним, очень смущается и пытается поспешно поправить своё простенькое серое кимоно.)
Против Железного Города выступают многие, но главный, онтологический противник - лесные божества. Их мир, мир традиционализма, отличается от нового мира в самом главном - он не антропоцентрический, не гуманистический. Конечно, на самом деле это никакой не животный мир. Это старый человеческий мир, в котором человек и его эго - лишь маленькая часть большой картины. Там у человека своё место в порядке вещей, но оно далеко не центральное. Есть законы, которые он преступать не должен; есть вещи, которые важнее человеческих амбиций; есть справедливость, которая выше человеческого суда.
В лесном мире много обитателей, но, подобно женщинам в Городе, наиболее чётко, ясно и красиво всю сущность и судьбу лесного мира выражает одна группа - гигантские кабаны. Их предводитель Оккотонуши наиболее точно формулирует природу конфликта - когда ему говорят, что он и его племя не сможет победить людей, он отвечает - я знаю. Всё верно, всё так и есть - людей остановить невозможно, смена культур, смена цивилизаций неизбежна. И Оккотонуши, которому 500 лет, видит кое-что, чего не видят остальные участники действа. Кабаны вырождаются, их время прошло. С каждым поколением они становятся меньше и глупей, и неизбежно наступит такой момент, когда они уже ничем не будут отличаться от обыкновенных зверей, от простого мяса, на которое люди будут охотиться. И поэтому он выбирает судьбу, которую должен выбрать защитник традиционного мира - вступить в бой и погибнуть сейчас, пока они ещё способны принимать решения, пока их смерть ещё будет смертью воинов, знающих, за что они сражаются, пока она ещё будет жертвой, пока она ещё будет что-то значить. Смерть же безмозглого мяса, в которое превратятся его потомки в противном случае, не будет значить ничего.
Здесь есть очень существенное отличие от того бесстрашия, которое демонстрируют симметричные кабанам женщины Города. Те тоже готовы умереть, сражаясь - но это смерть ради жизни, ради будущего, ради того, чтобы их любимые, их дети, их Город, их новый, только что родившийся мир, мог жить. А кабаны - уже старые; их мир уже кончился, он давным давно отцвёл, принёс плоды, и будущего у него уже не будет, впереди лишь полный упадок и забвение. Их смерть не ради будущего - это верность прошлому и его идеалам, последний шанс уйти непобеждёнными. Миядзаки эта тема должна быть очень хорошо знакома - смерть как доказательство правоты и верности очень близка японцу, далёкому потомку самураев, тоскующему по своей ушедшей в прошлое древней стране.
Если в этом фильме и есть откровенно слабое место, так это концовка. Символическое "воссоединение" человека и природы невозможно, как невозможно воскресить древние негуманистические традиции в современном мире, озабоченном совершенно другими вопросами. Единственная надежда, которая действительно должна присутствовать в фильме - это надежда на то, жители Железного Города, чья молодая, ещё только нарождающаяся культура победила, сумеет создать мир ещё более справедливый и красивый, чем тот старый мир лесных божеств, который был ими разрушен. Но насколько это вероятно? Что ж, кому как не нам лучше всех знать ответ на этот вопрос. Люди размножатся, вырубят лес, и другой, и следующий. Дети прекрасных защитниц Железного Города добудут всё железо и всю нефть, до которых смогут добраться, и в какой-то момент историческая необходимость сделает так, что они выстроят ГУЛАГ, куда будут сажать родителей друг друга. Их дети, в свою очередь, разрушат ГУЛАГ, но в основном для того, чтобы на его месте выстроить макдональдсы, диснейленды, модные клубы и бутики. И вот, седая старушка, когда-то державшая оборону на стенах Железного Города, сядет на скамеечку, и чей-то правнук, проходя мимо, хмыкнет:
- Лучше б ты, бабка, не так метко стреляла, пили бы мы сейчас...
Всё-таки кабаны были очень, очень прозорливы.